Концепция долгосрочной целевой программы Сахалинской области «Обеспечение жильем молодых семей Сахалинской области на 2011 — 2015 годы»

 

Утверждена
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 02.06.2011 N 367-р

 

КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 — 2015 ГОДЫ»

Концепция долгосрочной целевой программы Сахалинской области «Обеспечение жильем молодых семей Сахалинской области на 2011 — 2015 годы» является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит органам государственной власти Сахалинской области, органам местного самоуправления, предприятиям строительной индустрии эффективно участвовать в разрешении проблемы необеспеченности жильем молодых семей на территории Сахалинской области.

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации определяет, что одним из основных направлений работы органов государственной власти всех уровней должно стать решение вопроса с обеспечением молодых и многодетных семей жильем.

Для этих целей с 2008 года разрешено использовать «материнский капитал» на погашение ипотечных жилищных кредитов и займов, договоры по которым заключены по 31 декабря 2010 года включительно, то есть не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. Этим уже воспользовались почти 250 тысяч наших граждан. Это, помимо всего прочего, позволило рынку жилья получить дополнительный стимул к развитию, что немаловажно в посткризисный период.

Концепция долгосрочной целевой программы Сахалинской области «Обеспечение жильем молодых семей Сахалинской области на 2011 — 2015 годы» (далее — Концепция) подготовлена в целях увеличения уровня обеспеченности жильем молодых семей, что будет являться инструментом органов исполнительной власти Сахалинской области по реализации указанного в настоящем разделе направления Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

При разработке настоящей Концепции учтены положения федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы применительно к молодым семьям, а также отработанные в Сахалинской области механизмы реализации ранее действующей программы.

В 2006 году Законом Сахалинской области была принята областная Целевая программа «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 — 2010 годы и на период до 2015 года». Принятие указанной программы благоприятно способствовало решению главной ее цели — обеспечению отдельным жильем молодых семей, проживающих на территории нашей области. Сахалинская область успешно принимала участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на участие в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы. По итогам конкурсных отборов субъектов Российской Федерации в Сахалинскую область было привлечено 69,7 миллионов рублей.

В 2006 — 2009 годах в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной Целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 — 2010 годы и на период до 2015 года» (далее — Подпрограмма) улучшили жилищные условия при оказании поддержки за счет средств областного и местных бюджетов Сахалинской области около 400 молодых семей.

За эти годы возросло число муниципальных образований области, на территории которых реализуются мероприятия Подпрограммы. В 2006 году таких муниципальных образований было 3, в 2009 году — 17.

Реализация Подпрограммы способствовала разработке и принятию в муниципальных образованиях программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий.

Увеличился объем средств, предусматриваемый в муниципальных образованиях, с 11,3 млн. руб. в 2006 году до 19 млн. руб. в 2009 году, выделенный федеральным бюджетом, — с 14,8 млн. руб. в 2006 году до 31,0 млн. руб. в 2009 году.

Концепция направлена на оказание государственной поддержки молодым семьям, признанным в установленном порядке в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающим решить указанную проблему посредством приобретения (строительства) жилья.

В текущих условиях, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в областных районах. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан Сахалина позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы, направленной на улучшение жилищных условий молодых семей, определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

— является одной из приоритетных при разработке долгосрочной целевой программы Сахалинской области и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей;

— носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия федерального и областного центров;

— не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

— носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Реальная возможность улучшения жилищных условий молодых семей, проживающих на отдаленной от областного центра территории, на основе платежеспособного спроса будет способствовать активизации их экономической и социальной деятельности.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению задач, поставленных долгосрочной целевой программой Сахалинской области «Обеспечение жильем молодых семей Сахалинской области на 2011 — 2015 годы» (далее — Программа), сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Концепция направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Сахалинской области, который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Так, ежегодно более 400 молодых семей, проживающих на островах, изъявляют желание улучшить свои жилищные условия, основная часть которых — граждане со средним и низким уровнем доходов.

Задачами Программы являются:

— обеспечение предоставления молодым семьям — участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья, соответствующего санитарным и техническим нормам, или строительство индивидуального жилого дома (далее — Социальные выплаты);

— создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Основными принципами реализации Программы являются:

— добровольность участия в Программе молодых семей;

— признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы;

— возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках Программы из федерального, областного и местного бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.

Прогнозируемое увеличение отдельных жилых помещений (около 380 квартир для молодых семей) и снижение стоимости 1 кв. метра на вторичном рынке жилья создаст сектор доступного жилья, которое смогут приобрести социально незащищенные группы населения, в том числе и молодые семьи. Уже отработанные механизмы в рамках ранее реализовывавшихся программ по обеспечению жильем молодых семей обеспечат доступность ипотечного кредитования для молодой семьи.

Реализация мероприятий по развитию механизмов обеспечения жильем молодых и многодетных семей с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации этих мероприятий и государственной политики Сахалинской области в данной сфере в целом.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Отсутствие действующей на территории Сахалинской области программы по обеспечению жильем молодых семей не позволит внедрить механизмы по созданию условий для:

— обеспечения отдельным жильем молодых семей, в том числе и за счет привлечения ипотечных кредитов и займов на приобретение жилья, а также личных средств граждан;

— привлечь средства федерального бюджета для решения проблем молодых семей Сахалинской области;

— оказать поддержку молодым семья, проживающим на территории районов, в которых в ближайшее время не может начаться строительство нового жилого фонда.

То есть обеспечение жильем молодых семей будет носить инертный характер, что не позволит решить проблему «крыши над головой» семей, имеющих детей. Инерция в решении указанной проблемы приведет, в свою очередь, к следующим негативным тенденциям:

— снижению уровня рождаемости;

— снижению уровня зарегистрированных браков;

— росту количества граждан Российской Федерации, нуждающихся в жилых помещениях;

— сохранению низких объемов ввода в эксплуатацию индивидуального жилого строения;

— отвлечению родителей от воспитания в детях духовности и моральных качеств в связи с решением проблемы обеспечения несовершеннолетних детей жильем.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных сценариях действий по решению проблемы

Были проанализированы и сравнивались с инерционным сценарием развития два варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на обеспечение жильем молодых семей, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, объему, динамике и структуре финансирования.

Первый вариант решения проблемы строится на предоставлении компенсации молодым семьям части затрат (процентных ставок) по кредитам, полученным в кредитных организациях на приобретение жилья.

Данный механизм позволит увеличить доступность кредитов для молодых семей, создаст вариативность для молодых семей при выборе варианта приобретения жилья в «новострое» или на «вторичном» рынке, повлечет развитие сферы финансовых услуг в Сахалинской области.

Однако при указанном варианте платежеспособность молодых семей по взятым кредитным обязательствам будет зависеть от возможностей финансирования Программы в очередном финансовом году. Снижение доходной части областного бюджета, изменение налогового законодательства и т.п. могут привести к отказу осуществления в очередном финансовом году компенсации процентных ставок по ипотечным кредитам.

Также действие Программы рассчитано на период с 2011 по 2015 годы, что означает возможность планирования компенсации процентных ставок по ипотечным кредитам соответственно с 2011 по 2015 годы (краткосрочные кредиты). То есть ежемесячная сумма погашения кредита может составить сумму, «не подъемную» для молодых семей. Фактически, применение первого варианта поддержки молодых семей в приобретении жилья не позволит стимулировать получение долгосрочных кредитов.

Кроме того, не будет создан механизм по поддержке приобретения жилья за счет собственных средств, находящихся в распоряжении граждан, но в объеме, недостаточном для приобретения жилья для достойного проживания семей.

То есть, фактически, первый вариант решения проблемы обеспечения жильем молодых семей лишен вариативности.

Основой второго варианта решения проблемы является создание механизма компенсации части затрат из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации молодой семье для приобретения (строительства) жилого помещения (индивидуального жилого помещения, квартиры в многоквартирном доме), площадь которого из расчета на одного человека позволяет считать семью обеспеченной жилым помещением в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических рекомендаций и т.п., изданных органами государственной власти Российской Федерации и Сахалинской области.

При этом является возможным осуществление соответствующих выплат из областного бюджета как застройщику, который осуществит введение в эксплуатацию жилья, так и непосредственно молодой семье, которая осуществит приобретение (строительство) жилья самостоятельно.

Реализация указанного предложения позволит привлечь для решения жилищной проблемы молодой семьи как средства кредитных организаций, так и находящиеся в собственности граждан финансовые ресурсы. Также уменьшение объема кредитных средств (при компенсации за счет средств бюджета части стоимости приобретения (строительства) жилья делает возможным получение кредитных средств в меньшем объеме) приведет к уменьшению ежемесячных платежей молодой семье за пользование кредитом.

Главным риском реализации второго варианта является необходимость создания сложной системы проверки документов претендентов для получения субсидии для обеспечения открытости процесса отбора кандидатов для получения субсидии, что означает наличие определенных бюрократических процедур. Для снижения воздействия указанного негативного фактора предлагается принятие конкретного плана утверждения правовых актов, необходимых для реализации второго варианта.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение проблемы обеспечения значительной части молодых семей.

5. Предложения по целям и задачам Программы, описание механизма формирования мероприятий Программы и определение исполнителей программных мероприятий

При разработке Программы также учтены положения федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы применительно к молодым семьям, а также отработанные в Сахалинской области механизмы реализации ранее действующей Подпрограммы.

Программа будет направлена на оказание государственной поддержки молодым семьям, признанным в установленном порядке в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающим решить указанную проблему посредством приобретения (строительства) жилья. Это является целью разрабатываемой Программы.

Основными задачами Программы будут являться:

— создание системы адресной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;

— формирование финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения (строительства) жилья молодыми семьями.

Концепция механизма реализации Программы основана на следующих принципах:

— добровольность участия граждан;

— софинансирование улучшения жилищных условий собственными средствами граждан;

— прозрачность процедур формирования очередности участия в Программе;

— обеспечение контроля за целевым и эффективным использованием денежных средств федерального, областного бюджета и средств граждан.

Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям — участникам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им Социальных выплат.

В качестве механизма доведения Социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться:

— свидетельство о праве на получение Социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

— свидетельство о праве компенсации части затрат по ипотечным жилищным кредитам;

— свидетельство о праве получения дополнительной Социальной выплаты в случае рождения (усыновления) ребенка (детей) (далее — Свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в Программе.

Полученное Свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление Социальных выплат.

Критерии отбора банков будут определяться в соответствии с требованиями и на условиях отбора в порядке, который будет определен принимаемой Программой.

Исполнителями программных мероприятий будут являться органы исполнительной власти Сахалинской области, конкретный перечень которых будет установлен Программой. К исполнению программных мероприятий в установленном порядке могут привлекаться органы местного самоуправления, кредитные организации и предприятия строительного комплекса.

Действие Программы будет подлежать прекращению в случае, если в течение двух лет подряд не будет достигнуто более 50% от промежуточных показателей, установленных в Программе.

6. Ориентировочные сроки решения проблемы программно-целевым методом

Программу предполагается реализовать в период с 2011 по 2015 годы.

С учетом того, что в рамках Программы ежегодно осуществляется реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий, целесообразно в дальнейшем этапом реализации Программы определять календарный год.

По итогам года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств, оцениваются основные целевые индикаторы и показатели.

7. Предложения по участию областных органов исполнительной власти, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области в формировании Программы

В формировании Программы принимают участие:

— министерство экономического развития Сахалинской области;

— агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области.

8. Предложения по определению областного органа исполнительной власти в качестве координатора-разработчика Программы

Координатором-разработчиком Программы будет являться агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области.

9. Предложения по финансовому обеспечению Программы

Оценочно ежегодные расходы на реализацию Программы могут составить 128,6 млн. рублей в том числе: областного бюджета 20,0, федерального — 16,6, местных — 15,0, внебюджетных источников — 77,0. При этом объем финансирования всех мероприятий Программы за все время ее реализации не должен превысить 700 млн. рублей.

При этом средства, выделенные из областного бюджета, будут направлены:

— физическим лицам в виде социальной выплаты — на компенсацию части затрат по приобретению (строительству) жилья;

— органам местного самоуправления в виде субсидии — на поддержку муниципальных Программ поддержки молодых семей.

При этом конкретная сумма финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы по обеспечению жильем молодых семей, а также порядок расходования средств будут установлены непосредственно Программой.

10. Предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация мероприятий Программы позволит:

— построить (приобрести) не менее 380 квартир для молодых семей;

— улучшить жилищные условия не менее 380 молодых семей;

— укрепить институт семьи и брака;

— увеличить количество родившихся;

— привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства из внебюджетных источников.

В целом оценка социально-экономической эффективности реализации Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов, установленных в нормативных документах, регламентирующих порядок оценки реализации приоритетного проекта «Жилище», а также федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы по направлению «Обеспечение жильем молодых семей», которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания.

Индикаторы и их количественные показатели реализации Программы содержатся в приложении N 1 к настоящей Концепции.

Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации поставленных задач и достижение намеченных в рамках Программы целей за оцениваемый период, а также позволит своевременно вносить уточнения или изменения в Программу.

Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы содержится в приложении N 2 к настоящей Концепции.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий