yurist

Программа молодая семья Абакан

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ГОРОДЕ АБАКАНЕ НА 2012 — 2015 ГОДЫ»

  1. Актуальность проблемы и необходимость ее решения

В течение четырех лет в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2007 — 2010 годы» улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов, 26 молодых семей. Реализация мероприятий Программы показала ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками Программы (2007 год — 6, 2008 год — 10, 2009 год — 24).

В рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2011 год» сформирован список из 9 молодых семей для получения социальных выплат.

Сегодня в городе Абакане реализуется муниципальная целевая программа «Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам на 2010 — 2013 гг.», в рамках которой 156 молодых семей получают финансовую поддержку из бюджета города Абакана.

Но, несмотря на реализацию данных Программ, в городе Абакане проблема обеспечения жильем по-прежнему остается одной из основных. Особенно остро она стоит для молодежи и молодых семей.

Нерешенность жилищной проблемы приводит к таким негативным последствиям, как:

  • формирование у молодежи чувства социальной незащищенности;
  • стремление молодежи выехать на постоянное место жительства в другие регионы РФ;
  • ухудшение демографической ситуации.

В настоящий момент в городе Абакане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 1370 семей. В возрасте до 35 лет на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 73 молодые семьи.

Однако эти цифры не дают полного представления о числе нуждающихся семей. Низкий процент нуждаемости молодежи из общего числа молодежи и общего числа очередников объясняется тем, что многие молодые семьи, не имеющие своего жилья, реально нуждаются в улучшении жилищных условий, не имеют общей регистрации по месту жительства из-за отсутствия перспективы получить жилье.

Существенной поддержкой молодых семей в решении жилищных проблем является Программа, предусматривающая выделение социальных выплат на приобретение жилья (строительство индивидуального жилого дома) и предполагающая софинансирование бюджетов разных уровней.

2. Основные цели и задачи Программы

Цель Программы заключается в создании системы финансовой поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и достигается решением следующих основных задач:

  • разработка и реализация способов бюджетной, внебюджетной и организационной поддержки молодых семей при решении ими жилищной проблемы с учетом степени нуждаемости в улучшении жилищных условий, уровня материального достатка, наличия и количества детей;
  • разработка и формирование системы, включающей социальные и рыночные механизмы решения жилищной проблемы молодых семей.

Создание системы финансовой поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, проживающих на территории г. Абакана, производится за счет:

  • предоставления молодым семьям единовременных социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома на территории Республики Хакасия;
  • создания условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Основной задачей Программы является обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.

3. Участники Программы

3.1. Участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим критериям: (в ред. Постановления Администрации г. Абакана от 19.09.2012 N 1719)

  • возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи — участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
  • признание семьи нуждающейся в жилом помещении. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Порядок признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливается Министерством регионального развития Республики Хакасия. В качестве дополнительных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

3.2. Условием участия в Программе и предоставления социальной выплаты является согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти персональных данных о членах молодой семьи. Согласие должно быть оформлено в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О персональных данных». (п. 3.2 введен Постановлением Администрации г. Абакана от 19.09.2012 N 1719)

4. Основные принципы реализации Программы

4.1. Основными принципами реализации Программы являются:

  • добровольность участия в Программе молодых семей;
  • признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
  • возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств местного бюджета при улучшении жилищных условий в рамках данной Программы только один раз.

4.2. Социальная выплата, предоставляемая молодым семьям — участницам Программы, может использоваться:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее — договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее — кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее — погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

4.3. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи — участницы Программы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья в городе Абакане, установленного постановлением Главы города Абакана, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Республике Хакасия, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4.4. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:

  • для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) — 42 кв. метра;
  • для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), — по 18 кв. метров на 1 человека.

4.5. Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

где:

СтЖ — расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты;

Н — норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья в городе Абакане, определяемый в соответствии с требованиями Программы;

РЖ — размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Программы.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее — свидетельство), указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.

4.6. Социальная выплата (за счет бюджетов всех уровней) предоставляется в размере не менее:

  • 30% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящей Программой, — для молодых семей, не имеющих детей;
  • 35% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящей Программой, — для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более.

В случае использования социальной выплаты:

  • на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса ее размер ограничивается суммой остатка задолженности по выплате остатка пая;
  • для погашения долга по кредитам размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

4.7. Размер социальной выплаты, выплачиваемой молодой семье за счет бюджета города Абакана, определяется в соответствии с нормами, указанными в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы», и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» региональной программы «Жилище (на 2011 — 2015 годы)».

4.8. Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании город Абакан, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Механизм реализации Программы

5.1. Для участия в Программе молодая семья подает в отдел по учету и распределению жилой площади Администрации города Абакана следующие документы:

5.1.1. Если социальная выплата используется в соответствии с подпунктами «а» — «д» пункта 4.2 настоящей Программы:

а) заявление по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

5.1.2. Если социальная выплата используется в соответствии с подпунктом «е» пункта 4.2 настоящей Программы:

а) заявление по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);

д) копию кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно;

е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте «д» настоящего пункта;

ж) справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

5.2. Срок рассмотрения заявлений на участие в Программе — 10 дней.

5.3. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Программы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям Программы;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 5.1 Программы;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы поддержки за счет средств федерального, республиканского или местного бюджетов.

5.4. Отдел по учету и распределению жилой площади Администрации города Абакана:

а) формирует списки молодых семей для участия в Программе. В первую очередь в списки включаются молодые семьи — участницы Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;

б) доводит до сведения молодых семей — участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления социальных выплат (далее — Комиссия) о включении их в указанные списки.

Списки молодых семей для участия в Программе рассматриваются Комиссией и утверждаются постановлением Главы города Абакана.

Комиссия направляет списки молодых семей в Министерство регионального развития Республики Хакасия.

5.5. В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее — свидетельство), которое не является ценной бумагой.

Отдел по учету и распределению жилой площади Администрации города Абакана в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи — претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.

5.6. В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Хакасия, предназначенных для предоставления социальных выплат, отдел по учету и распределению жилой площади Администрации города Абакана производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям — претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей — претендентов на получение социальных выплат, утвержденным Министерством регионального развития Республики Хакасия.

Министерство регионального развития Республики Хакасия может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей — претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи — претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 5.7 настоящей Программы срок, или в течение срока действия отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

5.7. Для получения свидетельства молодая семья — претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в отдел по учету и распределению жилой площади Администрации города Абакана заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы:

а) в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами «а» — «д» пункта 4.2 настоящей Программы — документы, предусмотренные подпунктами «б» — «д» пункта 5.1.1 настоящей Программы;

б) в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом «е» пункта 4.2 настоящей Программы — документы, предусмотренные подпунктами «б» — «д», «ж» пункта 5.1.2 настоящей Программы.

В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении.

Отдел по учету и распределению жилой площади Администрации города Абакана организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение установленного настоящим пунктом срока предоставления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям Программы.

5.8. При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.

6. Финансовое обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет бюджета города Абакана на условиях софинансирования из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия.

Объем финансирования за счет средств бюджета города Абакана составляет:

  • в 2012 году — 1985000 рублей;
  • в 2013 году — 2144000 рублей;
  • в 2014 году — 2303000 рублей;
  • в 2015 году — 2440000 рублей.

Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия устанавливается на основании соглашения между Министерством регионального развития Республики Хакасия и Администрацией города Абакана.

Консультации по данному вопросу, которые можно получить, обратившись по адресам: ул. Щетинкина, 10 (каб. 42), т. 22-32-96 либо ул. Вяткина, 16 , т. 22-28-07.